Кадровый вопрос я начал решать для себя ещё в конце прошлого года. Тогда стало совершенно очевидно, что самому фрилансить уже тяжко, не всё успеваешь, а если удаётся найти хорошую работу то легко скатиться в хронические переработки.

Именно в конце прошлого года я принял решение самостоятельно больше ничего не делать. Ну имеется ввиду писать код, настраивать рекламные кампании, закупать ссылки и так далее. Не надо думать обо мне как о законченном лентяе, я не такой. Я постоянно нахожу себе какое-нибудь занятие.

Так случилось и в этот раз. Я перестал программировать, но я стал тим-лидом и проджект менеджером. Я меньше стал тратить времени на текучку и стал больше продавать. И так далее.

Вроде бы ничего не изменилось, как впахивал так и впахиваю. Но отличия на самом деле есть. Они очень неуловимые и многим непричастным могут быть недоступны для понимания, но я попробую объяснить.

Когда сам ищешь заказы и сам же их выполняешь, то в момент загрузки процентов на 80-90% может случиться ситуация, когда при поступлении нового заказа начинаешь неадекватно на него реагировать.

Казалось бы в чём проблема? Ведь новый заказ = больше денег. Это конечно так, но когда понимаешь что при загруженности почти 100% тебе надо ещё и с этим заказом как-то разобраться, то вместо радости возникает ощущение "Как же всё задолбало!!!"

А вот когда начинаешь мощно делегировать свои задачи, вот тогда начинаешь любой новый заказ воспринимать как возможность а не как геморрой и "всего лишь" ещё один способ заработать денег. Тормоз в виде лени снимается и команда фрилансеров под твоим руководством начинает эволюционировать во что-то более серьёзное. В полноценную фирму например )

Следующий мощный "кадровый приход" случился этим летом, когда я задолбался звонить клиентам и предлагать им свои услуги. Хотя это были даже не холодные звонки, сил отнимало немеряно. Наверное, сказалось то что я, как и все программисты интроверт. А в последнее время ещё и лютый мизантроп.

Решение было на поверхности ) Надо было делегировать продажи.

Две большие ловушки подстерегали меня на этом пути. Во-первых, в наследство от бизнес тренера досталось стойкое убеждение, что надо сначала делегировать производство, и только в последнюю очередь продажи.

Полная фигня. Считаем на пальцах: из пяти клиентов нормально пообщаться удаётся только с одним (остальные либо заняты, либо в отпусках, отгулах, командировках, сайт не готов, дом сгорел, жена ушла, дети болеют, <далее ещё over 9000 нелепых отмазок>). Из пяти с которыми удалось пообщаться нормально только один заносит бабла. Т.е. чтобы поймать одного клиента надо обработать 20-25 лидов. По ряду задач это на порядок сложнее чем оказать услугу этому несчастному клиенту. К тому же после плотного общения с клиентами и теми кто ими не стал, испытываешь специфические чувства. Что-то среднее между "как же вы все достали" и "блин, ещё же и обслужить надо".

Второе заблуждение, которое я выпестовал у себя сам, это боязнь что продажники распугают всех клиентов. Ведь они менее заинтересованы, чтобы привлечь клиента нежели я. Они ведь не платили за рекламу, по которой пришёл потенциальный клиент.

Отчасти всё это так. Однако. Представьте себе человека, который действительно заинтересован меньше вас. Но в отличии от вас он сам выбрал работу менеджера по продажам. Он не интроверт и не мизантроп. Он умеет и любит общаться с людьми. В конце концов у него на это весь рабочий день. И за счёт этого он может и будет продавать лучше чем вы. Может быть в разы лучше. Особенно за хорошие проценты от продаж )

Я сейчас не буду развивать мысль о том, что будет с таким продажником, который продаёт лучше Вас, если его отправить на какой-нибудь тренинг по продажам. А то у вас дух захватит от открывшихся перспектив, а я от жадности сон потеряю )

Так что смело делегируйте продажи. Обкладывайте продажников регламентами, скриптами, сниппетами, всякими помогалками и утилитами. Всё это окупится.

Последний "кадровый приход" случился у меня на прошлой неделе.

В силу некоторых причин я стал последние несколько недель отвечать на один и тот же вопрос - с какими проблемами я столкнулся за последнюю неделю. Поле того как несколько раз ответил себе, что работы стало столько что даже проблематично стало делегировать, контролировать сроки и качество, решение всплыло само собой. Я нашёл руководителя проектов.

А пока можно провести промежуточные итоги.

Каждый раз, когда я нанимал кого-то, доходы скачком росли. Причём новый сотрудник окупался буквально в первый же месяц.

Особенно порадовал в этом отношении август, когда в самый разгар мёртвого сезона, я уехал в отпуск а "на делах" остался продажник. И по результатам месяца оказалось, что он очень даже неплохой. Продажник "окучил" своего первого клиента и теребил старых по поводу оплаты по старым проектам. В общем после возвращения из отпуска меня ждал приятный сюрприз )

В данный момент получилось так, что из работы, которую могут выполнять рядовые сотрудники, осталось только общение с текущими клиентами. Которое должен будет выполнять аккаунт-менеджер. Думаю скоро и этим озабочусь )

К чему это приведёт? К тому, что бизнес станет более-менее автономным. Раньше я не мог сильно увеличивать бюджет на рекламу, потому что было не понятно что будет если клиенты повалят, я их не успею обработать и деньги будут потрачены зря. Сейчас же можно смело выкручивать ставки в Директе. Мои люди справятся )