Сразу стало понятно что книга "Другой Путь" окажется непростым чтивом. Но не потому что в ней присутствуют сложные для понимания идеи, а потому что в ней есть то, чего я никогда не принимал - слепое следование догмам, поклонение идее, лишенной какого-либо гуманистического принципа, или хотя бы внятного объяснения зачем она существует.

С самого начала насторожило следующее:

Редакционные статьи газет "Нью-Йорк таймс" и "Уолл-стрит джорнал", как и другие газеты, отметили, что книга "Иной путь" изменяет представление о разумном подходе к экономическому развитию. Некоторые рекомендации книги рассматриваются в Сенате США и в основных агентствах помощи слаборазвитым странам. Ален Вуд, директор Американского управления международного развития, писал во введении к обзору основных направлений политики, что данное исследование "... возможно, содержит ключ к обеспечению устойчивого развития даже в наиболее отсталых странах.

Т.е. вполне логично предположить что разработанная методология нашла поддержку у правительства стран, на которые она ориентирована. Это действительно так. Книгу поддержала вполне конкретная страна. И эта страна - США. Вот на кого ориентирована эта книга. Вот кто будет активно ею пользоваться. В каких целях будет ясно ниже.

Иностранная помощь лишь в редких случаях бывает направлена на институциональные реформы. Но даже в этих редких случаях реформы сводятся лишь к обновлению структур бюрократического управления или к более эффективному планированию программ помощи. Чтобы достичь фундаментальных и устойчивых изменений, иностранная помощь должна быть направлена на создание и укрепление правовых институтов.

Т.е. фактически признается допустимость влияние иностранного капитала на внутренние дела суверенной страны. Сможет ли она остаться такой же суверенной после этого вмешательства - большой вопрос. При этом если посмотреть, что творилось в Перу. Ну там ВВП хотя бы то всё окажется вполне неплохо. Рост ВВП стабильно обгонял темпы роста мирового ВВП. Причём стабильно, без каких-либо критических провалов. Можно сказать падение ВВП вообще практически не было.

У них вымогали взятки в десяти случаях, но экспериментаторы заплатили только дважды. На регистрацию фиктивной фабрики потребовалось 289 дней, интенсивная работа специально созданной группы и затраты в сумме 1231 долл. (с учетом издержек и потерянных доходов). В то время -- 1983 г. -- такая сумма была эквивалентна 32 минимальным месячным заработным платам.

Говорят, что число законов и указов -- декретов, министерских резолюций, процедурных правил -- превышает в Перу полмиллиона. Это лишь приблизительная оценка, поскольку точного их числа никто определить не в состоянии.

В этом плане образцом является США, где одно только налоговое законодательство насчитывает несколько десятков томов. И ничего вполне себе демократическая страна, и экономика у нее считается вполне себе рыночной.

Фактический материал книги достаточно скудный и как правило представляет из себя две точки на графике, через которые с трудом можно провести прямую линию. С трудом потому-что такого рода анализ заставляет выкидывать большой объем данных, находящихся между этими точками. При этом ряд приведенных факторов вызывает недоумение. Например этот:

Эта книга повествует о мигрантах, которые стали теневиками за последние 40 лет. Я стремился показать, почему мы стали страной, где 48% экономически деятельного населения и 61,2% рабочего времени приходятся на нелегальную деятельность, в результате которой производится 38,9% валового национального продукта (ВНП), учтенного национальной статистикой.

Т.е. получается что теневая экономика в целом менее эффективна? Из приведенных цифр получается что так.

Построенные бесправными поселенцами ценой многолетних лишений, сегодня оцениваются в 8319,8 млн. долл. Данный пример иллюстрирует лишь часть огромных способностей теневиков созидать богатства. Во второй главе <здесь третья -- прим. ред.>речь идет о том, как 91 455 уличных торговцев Лимы захватили господство в розничной торговле столицы и как им удается содержать более 314 тыс. родственников и иждивенцев. Кроме того, чтобы расстаться с жизнью бродячих торговцев, 39 тыс. человек, преодолевая множество препятствий, сумели создать или приобрести 274 незарегистрированных рынка, оцениваемых в 40,9 млн. долларов.

Недвижимости на 8 миллиардов это конечно круто, но хочется понять с чем это связано? Если бы это было связано с объемами строительства, то в книге так бы и написали. А так оценочная стоимость, во-первых, не понятно как посчитана. Очевидно ее сравнивали с легально построенным жильем, но готовы ли покупатели платить за нее столько же сколько и за легальное жилье? Очевидно нет, и при реальной продаже/покупке стоимость окажется существенно меньше. А, во-вторых, высокая стоимость жилья в столице связана скорее со спекулятивными факторами нежели с производственными.

Государственные инвестиции в жилищное строительство исчислялись 173,6 млн. долларов, что составляет лишь 2,1% теневых инвестиций. В 1984 г. суммарные легальные инвестиции в жилищное строительство, включая расходы на строительство жилья для среднего класса (около 862,2 млн. долларов), приблизились лишь к 10,4% теневых инвестиций.

Тут идет ловкое передергивание фактов, потому что стоимость жилья и объем инвестиций это вещи, которые соотносятся друг с другом, но принципиально несравнимы. Так я могу вложить в строительство 10 рублей а продав построенную недвижимость выручить 30. 10 рублей это инвестиции, а 30 рублей это рыночная стоимость недвижимости. Причем эта сумма куда более правдивая нежели оценочные 8 миллиардов долларов за всю теневую недвижимость Лимы. Ведь сделка за 30 рублей уже совершилась и инвестор получил реальные деньги на руки. А сколько денег останется на руках у владельцев нелегальной недвижимости если власти Перу разрешат легализовать ее? А сколько она будет стоить если легализация окажется невозможна? Увы на все эти вопросы авторы книги ответов не дают. Они заняты обличением режима. Вообще книга написана по традиционным для этого жанра художественной (да-да именно так) литературы канонам - на один абзац передернутых или вырванных из контекста фактов приходится несколько страниц истеричного воя про ужасы действующего режима.

Хотя в одной из глав появляется информация о различиях в стоимости законной и незаконной недвижимости. Разница чудовищная.

В итоге среднее вложение средств в строительство домов в защищенном законом поселении было в 41 раз выше, чем во временном поселке. Даже если учитывать только ценность земли без строений, то ценность домовладения в легализованном поселении было в 12 раз выше, чем в нелегальном.

Вообще судя по исторической справке приведенной там же в книге, общая длительность периода, когда у власти была военная хунта под предводительством того или иного генерала, весьма непродолжительна. Т.е. получается, что перу большую часть истории 20го века была под управлением демократически избранных режимов. Более того все основные политические ошибки, которые привели к анархии в области жилищного строительства были совершены не военными а демократами, неумело заигрывающими с электоратом.

Избирательные компании 1962 и 1963 гг. создали новые проблемы. Различные политические партии пообещали аграрную реформу, чем вызвали волну захватов земли крестьянами.

и далее

К 1968 г., когда военные сместили президента Белонде, рост Лимы уже целиком определялся нелегалами: из каждых 100 домов, построенных в том году, только 43 были делом рук легальных застройщиков.

После длительного исторического экскурса начинается жонглирование цифрами, передергивание фактов и банальное непонимание. Например:

Предприниматель, который лучше манипулирует этими издержками или связями с чиновниками, оказывается более успешным, чем тот, кто озабочен лишь производством.

Авторам видимо не известно что бизнес это двунаправленный процесс, когда с одной стороны увеличивается доход, а с другой стороны уменьшаются издержки. Причем улучшение качества товаров и услуг лишь одна из немногих мер по увеличению прибыли.

Не может не вызывать недоумения следующий подход к исследованию:

Изученные нами случаи именно таковы, поскольку законность и внелегальность это относительные понятия; но ради простоты мы будем предполагать, что внелегалы действуют во всем вне закона, а легальный бизнес -- никогда не нарушает законных границ.

Авторы считают что деление на черное и белое достойно серьезных исследователей.

Политизация перуанского общества означает, что все проблемы решаются по правилам, установленным правительством, а не в соответствии с требованиями экономической эффективности, морали, справедливости.

На протяжении всей книги всему государственному приклеивается ярлык "плохо" а капиталистическому ярлык "хорошо". При этом действующие на территории перу одигархические кланы противопоставляются объединениям нелегалов. При том что методы борьбы за место под солнцем и у тех и у других примерно одинаковые. А мотивы "выгоды" совпадают на 100% т.е. авторы не учитывают, что одно очень органично переходит в другое. И сегодняшние нелегалы завтра с удовольствием станут олигархией, если представится такая возможность.

При этом нельзя не согласиться с авторами в том смысле, что раз уж государство оперирует деньгами собранными в виде налогов и пошлин, то жизненно важно для общества, чтобы эти средства расходовались наиболее эффективно и обеспечивали наибольшую отдачу на каждый потраченный рубль.

В целом книга достаточно однобоко освещает роль распределительной системы государства. Все сценарии развития рынка в перу всегда заканчиваются в фантазиях авторов просто великолепно. Однако, никто из них не удосужился представить что было бы если бы развитие рынка пошло не так как они предполагали. Например бывшие теневики, усилившись, смогли бы срастись с властью или более того - подмять ее под себя.

Однако, в книге есть и положительный момент - это несомненно историческая справка, как по событиям в перу так и по событиям Европы времен буржуазных революций. Этот экскурс в историю заставляет посмотреть на многие из этих событий под оригинальным углом. Стоит отметить поверхностность, с которой освещены конкретные страны, в частности Россия. Рассмотрение ее экономики ретроспективе напоминает больше набор штампов и лозунгов нежели нормальное исследование.

Похоже, что пора начинать дискуссию. Нет оснований ждать, пока длительный процесс (возможно, болезненный и кровопролитный) выведет нас на путь промышленной революции и общественного благосостояния -- к неведомой судьбе, как это случилось в Европе. Мы уже знаем, какие институты в Перу работоспособны.

Реформаторы, как и следовало предполагать, спокойно относятся к кровопролитию. Ведь не их кровь потечет.

В общем мерзкая книжонка. Читать можно только из большой любви к политологии. Или психиатрии. Кому как.